Катера "Амур-2" и "Амур-3"

Катера
Катера "Амур-2" и "Амур-3"

Рис.1. Катер "Амур-2"

 

Более двенадцати лет с конвейера Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени  Ю. А. Гагарина сходят пятиместные прогулочно-туристские катера с маркой "Амур", завоевавшие популярность у любителей отдыха на воде. В немалой степени этому способствует постоянная забота предприятия о совершенствовании конструкции катера, внимание ко всем поступающим на завод отзывам и предложениям по модернизации, улучшению качества продукции.

 

 

Основные технические данные катера "Амур-2"
Длина наибольшая/габаритная, м5,62/6,12
Ширина наибольшая, м  1,83
Высота борта на миделе, м 0,93
Осадка корпуса, м  0,32
Водоизмещение полное, кг  

1270

Грузоподъемность полезная, кг

500

Пассажировместимость, чел.5
Двигатель "Москвич-412" Мощность номинальная/макс., кВт (л. с.)44,1(60)
Скорость хода при полном водоизмещении, км/ч

40

Дальность плавания, км200

На заводе внедрены совершенные технологические процессы изготовления деталей и сборки клепано-сварных корпусов и устанавливаемых на них реверс-редукторов; отработаны методы проверки реверс-редукторов на стендах, обкатки перед монтажом, а также на стендах входного контроля систем двигателя после его конверсии. В заводских бассейнах проверяется не только герметичность каждого корпуса, но и работа двигателя и всех систем катера на швартовах.

Каждую навигацию проводятся ходовые ресурсные испытания серийных катеров с целью проверки внедряемых в производство новых конструктивных и технологических решений. Например, на "Амуре-М" — модификации катера, выпускавшейся заводом с 1972 г., в самые последние годы стала устанавливаться система осушения — откачки воды из трюма при помощи насоса системы охлаждения двигателя. Важной мерой явилась установка резиновых втулок-амортизаторов под болты крепления реверс-редуктора: общий шум от его работы значительно снизился за счет эффективного гашения структурного шума. Принимая во внимание, что катера этого типа эксплуатируются не только на реках и озерах, но и все чаще — в прибрежных зонах морей, с 1978 г. завод приступил к серийному выпуску "Амуров-М" в морским исполнении: катера новой модификации устойчивы к воздействию морской воды и морского климата.

В настоящее время семейство "Амуров" пополнилось новыми, более комфортабельными моделями — "Амур-2" (каютный) и "Амур-3" (открытый), оборудованными поворотно-откидными колонками(ПОК), изготовляемыми на том-же предприятии. Эти модели являются  более усовершенствованными и комфортабельными модификациями  "Амура-Д"

Установки с ПОК имеют преимущества перед традиционной установкой с угловым реверс-редуктором и наклонным гребным валом. С поднятой колонкой катер легко может  проходить умеренное мелководье. При движении на максимальной скорости катер легко проскакивает  плывущее навстречу бревно  без каких-либо повреждений уверенно продолжает движение. Гребной винт легко меняется непосредственно на плаву. Шум в кокпите катера значительно снизился. Благодаря уменьшению длины моторного отсека кокпит на «Амуре-3» стал гораздо просторнее, на «Амуре-2» удалось разместить каюту, а в кокпите между каютой и моторным отсеком установить два регулируемых мягких кресла и кормовой диван. 

Корпус катера «Амур-2» стал на 80 кг тяжелее, чем у «Амура-М», однако на скорости это практически не сказалось.

Размерения и обводы корпуса остались без изменений, за исключением того, что высота палубного комингса увеличилась на 60 мм, а общая высота борта на миделе стала больше на 110 мм. Это, как и ряд других мер позволило разрешить катерам новых моделей выход в море при высоте волны не до 0,75 м, как у "Амура-М", а до 1 м. Наклон транца увеличен до 10°.
 

На всех катерах типа "Амур" установлен автомобильный конвертированный четырехцилиндровый двигатель "412", имеющий максимальную мощность 60 л. с. при 4500 об/мин и вес 174 кг (рабочий объем цилиндров — 1,48 л.) степень сжатия — 8,8; охлаждение — водяное двухконтурное. При конвертировании на двигатель устанавливаются водо-водяной и водо-масляный радиаторы, пламегаситель, насос забортной воды; штатный выпускной коллектор заменяется охлаждаемым; переделывается система смазки. Применяется 6ензин АИ-93, удельный расход топлива — 225 г/л. с. ч. При штатной емкости бензобаков 100 л дальность плавания 200 км.

Конструктивно "Амур-2" — первый отечественный катер с угловой колонкой, выпускаемый для продажи населению, разделен на три отсека. Форпик расположен между шп. 0 и 2; в нем оборудован багажник с доступом через лючок из каюты. Каюта и кокпит занимают пространство от шп. 2 до шп. 9. Переднее панорамное и боковые стекла каюты неоткрывающиеся; стекла установлены при помощи резиновых уплотнительных профилей. Каюта оборудована двумя мягкими сиденьями, которые легко можно разложить в спальное место для трех человек. За спинками боковых сидений и под сиденьями имеются багажники. На подволоке — плафон освещения, есть раскладной столик и крючки для верхней одежды. 
Длина каюты — 1,8 м; высота от пайола до подволока — 1,15 м. Задняя стенка с двустворчатой дверью установлена на шп. 5. Со стороны кокпита на переборке с левого борта оборудован пульт управления катером, защищенный от ветра стеклом, установленным на краю рубки.

На крыше рубки имеется носовой люк; здесь же установлены продольные леера-поручни, фара, звуковой сигнал, зеркало заднего вида, стойка с клотиковым огнем.

В непогоду кокпит закрывается легкосъемным тентом, в убранном положении откидывающимся назад. Под сиденьем кормового дивана оборудован вместительный багажник для хранения походного снаряжения, в него укладывается также и тент во время плавания. Фанерный пайол в кокпите сделан быстросъемным, он крепится к шпангоутам пружинными замками.

Схема устройства для механической откачки забортной воды.
1 — кран; 2 — шланг.

При аварии катер поддерживается на плаву пенопластовыми блоками. Катер укомплектован складными веслами, топовым огнем, огнетушителем, буксировочным фалом, якорем с канатом, спасательным линем, запчастями, инструментом, водоотливным ручным насосом (кроме того предусмотрена механическая откачка воды при работе двигателя). Корпус изготовлен из сваривающегося алюминиево-магниевого сплава АМг5М, палуба и рубка — из дюраля Д16АТ. Толщины на днище 2,0 — 2,5 мм, на бортах и палубе — 1,5 мм. В серию новая модель катера запущена с начала 1979 г.

В настоящее время на базе "Амура-2" подготовлена к серийному производству следующая модификация — "Амур-3", имеющая полностью открытый кокпит.

Главным отличием катеров "Амур-2" и "Амур-3" от предыдущих моделей является наличие ПОК. ПОК является движетельно-рулевым агрегатом, для обеспечения передачи крутящего момента от двигателя к гребному винту, реверсирования направления вращения гребного винта, уменьшения оборотов гребного винта по отношению к числу оборотов коленчатого вала двигателя и управления катером. Передаточное отношение от ведущего вала к гребному винту 1:1,53
 

Рис.2. ПОК катера  "Амур-Д","Амур-2","Амур-3"

Колонка представляет собой вертикальный реверсивный привод с Z-образной механической передачей; шестерни верхнего редуктора имеют шаровой зуб с торцевым модулем, равным 3,5; шестерни нижнего редуктора — прямозубые с торцевым модулем 3,82. В качестве механизма реверса использована коническая самоблокирующаяся фрикционная муфта.

 

Корпус колонки, отлитый из алюминиевого сплава, конструктивно выполнен из трех частей: верхнего редуктора 3, нижнего редуктора 19 и киля 22. В верхнем редукторе размещены: ведущая шестерня 12, ведомая шестерня заднего хода 11, ведомая шестерня переднего хода 6, коническая фрикционная муфта 10. Ведомые шестерни вращаются относительно корпуса на шарикоподшипниках, а относительно вала 5 — на игольчатых подшипниках 7. Проставка 15 разделяет полость газовыхлопа и масляную полость. Выхлопные газы выбрасываются через антикавитационную плиту 2. В передней части корпуса запрессованы две бронзовые втулки 14; в них входят оси 13, относительно которых колонка откидывается вверх или вниз. Относительно оси осуществляется поворот колонки "вправо" и "влево" вместе с поворотным хомутом 17. В нижнем редукторе расположены шестерни 20, 24, гребной вал 23, опирающийся на радиально-упорный подшипник 25, и игольчатый подшипник 21.

Трехлопастной гребной винт 1 отливается из высокопрочного алюминиевого сплава. Шаг винта — 315 мм; диаметр — 300 мм; вес —1 кг. В корневых сечениях лопасти имеют аэродинамический профиль, а в концевых — сегментный. Лопасти наклонены назад под углом 15° к оси винта.

Передача мощности от двигателя к ведущей шестерне осуществляется через первичный вал и двойной карданный шарнир. Первичный вал проходит внутри проставки, которая является третьей опорой двигателя и своим цилиндрическим концом входит в демпфирующее кольцо, закрепленное на транцевой плите. Резиновый чехол защищает карданный вал от попадания воды. Управление реверсом гребного винта осуществляется при помощи скобы 8, тяги 9, качалок 4. К одной из них подходят два троса от ручки управления.

Кулачок 16 управляет скобой 18, при помощи которой колонка удерживается от откидывания на заднем ходу. На переднем ходу кулачок отводит скобу и колонка освобождается от «захватов». Механизм управления реверсом винта и дроссельной заслонкой карбюратора устроен таким образом, что позволяет одной установленной на левом борту у пульта рукояткой управлять и реверсом гребного винта и оборотами двигателя, а также производить прогрев двигателя на любых оборотах на холостом ходу. Механизм удобен в работе; блокировка не позволяет включить передачу на больших оборотах двигателя.
Трехлопастной гребной винт, отлитый из легкого сплава, имеет диаметр 285 мм и шаг 330 мм. 

Система электрооборудования катера — однопроводная. В качестве источника тока используется генератор переменного тока Г250-Ж1 со встроенным кремниевым выпрямителем. Номинальное напряжение генератора 12 В, максимальный ток — 40 А. В качестве параллельного источника тока используется аккумуляторная батарея.

Пуск двигателя осуществляется электростартером МТ113В. Кроме него, основными потребителями электроэнергии являются сигнально-отличительные огни, фара-прожектор, огни-отмашки, звуковой сигнал, лампы подсветки приборов. В кокпите имеется розетка для подключения переносной лампы.
 

Инженерам завода с производством катеров "Амур-Д" , "Амур-2" и "Амур-3" с легкостью удалось избавится от одного из основных недостатков катера "Амур-М"  (большая габаритная осадка на малом ходу (около 0,7 м)) и также легко приобрести новый недостаток - ПОК. ПОК применяемая на Амуре очень не надёжная, а двигатель модели "412", позаимствованный у автомобиля "Москвич-412", так и остался недостатком. О том, что двигатель явно слабоват свидетельствует то, что многие владельцы самостоятельно устанавливают на катера двигатели помощнее, также многие владельцы переоборудуют катера под подвесной мотор, что позволяет не только избавится от архаичного двигателя и ПОК, сохраняя все преимущества катера с ПОК, а также  прибавляет свободное место в кокпите. К такому же выводу со временем пришли и разработчики катеров серии "Амур" и выпустили в производство катера "Стрела-1" и "Стрела-2" которые имеют корпус практически такой же как у "Амура".  У "Стрелы-1,2"  отсутствует стационарный двигатель и есть транец с самоотливным рецессом для установки подвесного мотора мощьностью до 115 л.с..

Конечно для своего времени катера были шикарными, их было трудно "достать", да и стоили они не дёшево. Наверное катера серии "Амур" по критерию "труднооставаемости" можно было сравнить с автомобилем "Волга". И всеже потенциал заложенный инженерами завода в корпус очень велик, поэтому катера "Амур" не потеряли своей актуальности и в нынешнее время, хотя на фоне современных катеров они и смотрятся несколько архаично, всеже их покупают и эксплуатируют либо как есть либо переделывают.
 

С выпуском катера "Амур-2" и "Амур-3" работа коллектива завода над совершенствованием  катеров этой серии не закончится, будет выпущено еще одна, водометная модификация катера "Амур" - катер "Восток"