Лодочный мотор "Прибой"

В 1965 г. было прекращено производство 5-сильного подвесного мотора "Стрела", и самым маломощным мотором, предназначенным для установки на мелкие суда, на долгое время оказался 8-сильный "Ветерок" первой модели. Между тем владельцам относительно тихоходных лодок, используемых для прогулок, туризма и рыбной ловли, был нужен недорогой, экономичный и надежный двигатель мощностью 4-5 л.с. Заполнить этот пробел и должен 5-сильный подвесной мотор "Прибой"(Фото "Прибоев" смотри здесь).
Подвесной мотор "Прибой" (рис. 1.) может устанавливаться на лодках весом не менее 80 кг с высотой транца не более 380 мм и эксплуатироваться в пресной воде при глубине не менее 0,5 м. По конструктивным параметрам мотор не уступает многим зарубежным моделям той же мощности. Чтобы максимально снизить его вес, завод (впервые в СССР) изготовляет все детали корпуса двигателя и дейдвуда, поршни и шатуны из алюминиевого сплава методом литья под давлением, а, коленчатый вал литьем из стали 16ХГТЛ.
Применено несколько оригинальных решений, позволивших снизить стоимость и повысить надежность мотора. Целый ряд ответственных деталей сделан из пластика.
Рис.1. Мотор "Прибой"
Диаметр цилиндра, мм | 48 |
Ход поршня, мм | 34 |
Рабочий объем, см. куб. | 124 |
Степень сжатия (действительная) | 5,5 |
Мощность двигателя (после приработки), л.с. | 5±0,3 |
Число оборотов, об / мин. | 4500 |
Расход горючего, кг / час | 2,5 |
Передаточное отношение редуктора | 15:27 |
Диаметр двухлопастного гребного винта, мм | 200 |
Шаг гребного винта, мм | 184 |
Сухой вес мотора, кг | 19 |
Карбюратор поплавковый, тип | "КЛМ-5" |
В отличие от ранее выпускавшихся отечественных моторов мощностью 4-5 л. с. двигатель "Прибоя" выполнен двухцилиндровым, что обеспечивает более надежный запуск и снижает вибрацию мотора.
Смазка к верхнему коренному подшипнику коленчатого вала подается из картера нижнего цилиндра через наружную трубку за счет пульсации давления в картере. Для предохранения от попадания масла на основание магдино в верхней части коленчатого вала установлен маслоотражатель. Из полости маслоотражателя по внутренним каналам происходит отсос масла в полость карбюратора.
Двигатель двухцилиндровый, с дефлекторной продувкой и впуском топливной смеси .в картер через пластинчатые клапаны. Блок цилиндров, картер и все его детали изготовлены из алюминиевого сплава методом литья под давлением.
В блоке цилиндров залиты две чугунные гильзы с продувочными и выхлопными окнами и три бронзовых вкладыша опорных подшипников скольжения коленчатого вала. Парные вкладыши подшипников залиты в крышке картера.
На крышке картера установлены пластина с клапанами и передняя крышка, к которой крепится карбюратор.
Коленчатый вал, отлитый из легированной стали, в верхней части имеет конус для посадки маховика, а в нижней — внутренние шлицы для соединения с рессорой редуктора.
Шатун алюминиевый, литой. В верхнюю головку его вмонтирована бронзовая втулка, служащая подшипником поршневого пальца, в нижнюю, закрытую штампованной алюминиевой крышкой, поставлены стальные обоймы с игольчатым подшипником шатунной шейки коленчатого вала.
Поршень алюминиевый, литой, с тремя канавками для поршневых колец.
Двигатель, редуктор и подвеска соединены с помощью промежуточного корпуса, отлитого из алюминиевого сплава.
Вращение от коленчатого вала к гребному винту передается через вертикальный вал, муфту сцепления, вертикальный валик редуктора, конические шестерни и гребной вал.
В редукторе применены бронзовые подшипники скольжения и шестерни с круговым зубом. Двигатель, редуктор и подвеска соединены с помощью промежуточного корпуса, изготовленного из алюминиевого сплава литьем под давлением.Со стороны промежуточного корпуса картер двигателя уплотнен пакетом из двух шайб и втулки, поджатых пружиной. Уплотнение по торцу двигателя достигается с помощью шайбы из пробки. Втулка из бронзографита обеспечивает торцевое уплотнение при сравнительно больших скоростях скольжения.
Уплотнение по вертикальному валу обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом. На мотореприменено маховичное магдино МН-1 (однотипное с установленным на моторе «Нептун») с выносными трансформаторами, которое обеспечивает бесперебойное зажигание в широком диапазоне оборотов и питание сети освещения лодки. Штепсельный разъем для подключения освещения и рукоятка регулировки карбюратора выведены на переднюю панель нижнего кожуха. Здесь же расположена кнопка «Стоп» для выключения мотора и отключения системы зажигания при холостых оборотах.
Охлаждение двигателя производится забортной водой, нагнетаемой помпой коловратного типа, расположенной в корпусе редуктора.
На моторе предусмотрены места для подсоединения системы дистанционного управления.