Лодочные моторы "Ветерок"

Лодочные моторы
Лодочные моторы "Ветерок"

 Подвесной мотор  «Ветерок» (рис.1) (Смотреть фото)выпуска­ется в нескольких модификациях, выполненных по од­ной конструктивной схеме с рядом унифицированных узлов и деталей.

Мотор «Ветерок-8» с рабочим объемом цилиндров 173 см3, мощностью 8 л. с, и мотор «Ветерок-12» с ра­бочим объемом 249 см'л, мощностью 12 л. с,- предназна­чены для эксплуатации на лодках с высотой транца 380 мм.

Для установки моторов на судах с высотой транца до 510 мм выпускаются две модели: «Ветерок-8У» и «Ветерок-12У», с удлиненным дейдвудом и в грузовом исполнении. Длина подводной части моторов увеличена за счет удлинителя, установленного между дейдвудом и проставкой.

Двигатель двухтактный, карбюраторный, с криво-шипно-камерной дефлекторной продувкой и впуском топливной смеси в картер через автоматические пла­стинчатые клапаны.

 

Рис.1.  Мотор "Ветерок"

Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого спла­ва с вмонтированными чугунными гильзами. В гильзе выполнено шесть круглых окон: три продувочных и три выхлопных. Со стороны продувочных окон к блоку ци­линдров крепится проставка с выступами для направле­ния топливной смеси к продувочным окнам, а со стороны выхлопных — проставка и крышка блока, между кото­рыми проходит вода для охлаждения выхлопной поло­сти  цилиндра.

К блоку цилиндров на армированной асбестовой прокладке крепится головка блока, в которой имеются каналы для прохода охлаждающей воды и два отвер­стия для свечей зажигания.

Картер, отлитый из алюминиевого сплава, разделен средней опорой на полости верхнего и нижнего цилинд ра. Сверху к нему крепится крышка с шариковыми и игольчатыми подшипниками верхней опоры коленчатого вала с сальником. К передней его части крепится пере­городка с впускными клапанами, впускной патрубок г карбюратором и пусковым механизмом. Картер крепит­ся  винтами  к блоку цилиндров.

Коленчатый вал, штампованный из легированной стали. Верхняя часть, на которой установлен маховик, опирается на шариковый и игольчатый подшипники, смонтированные в крышке картера, нижняя — на шари­коподшипник, установленный в нижней части картера.

Средняя шейка вала расположена в игольчатом под­шипнике (состоящем из двух половин), смонтирован­ном в средней опоре картера. Нижняя шейка вала име­ет внутренние шлицы для соединения с вертикальным валом — рессорой.

Шатуны стальные, штампованные, двутаврового се­чения. В верхнюю головку шатуна запрессована брон­зовая втулка, нижняя, кривошипная, — монтируется на роликах.

Поршень алюминиевый, с дефлектором. В верхней части его имеются три кольцевые канавки для поршне­вых  колец.

Охлаждение двигателя осуществляется забортной водой, нагнетаемой крыльчаткой водяной помпы через водоприемник и трубку.

Водяная помпа коловратного типа смонтирована в верхней части проставки и приводится в действие рес­сорой, на которую она посажена на шпонке. Вода цир­кулирует по каналам, в блоке и в головке цилиндров.

Зажигание топливной смеси обеспечивается от ма-ховичного магнето МЛ-10 и двух свечей А7, 5 УС, по од­ной в каждом цилиндре.

Для каждой свечи в магнето имеется отдельный трансформатор, конденсатор и прерыватель.

Изменение угла опережения зажигания производит­ся поворотом основания магнето. Управление моментом зажигания и дросселем сблокировано и выведено на ру­коятку румпеля.

Система питания состоит из переносного топливного бака емкостью 20 л, топливного насоса диафрагмениого типа, карбюратора и шлангов.

Карбюратор К-ЗЗБ (рис. 2) устанавливается на моторе. «Ветерок-8». Он состоит из корпуса, составляюще­го единую деталь с поплавковой камерой, и крышки по­плавковой камеры с топливным штуцером. В корпусе выполнены все каналы дозирующих систем, В нем мон­тируются: распылитель, конец которого выходит в узкое сечение диффузора; трубка компенсационного жиклера, выходящая в широкую часть диффузора; главный жик­лер с дозирующей иглой; жиклер малого газа, помещен­ный в компенсационном колодце.

Рис. 2. Карбюратор К-ЗЗБ

1 — корпус; 2 — поплавок; 3 — крышка поплавковой камеры;  4—шланг; 5—прокладка;                    6 — фланец; 7 — валик дроссельной заслонки; 8—пру­жина валика;  9 — пластина  фиксации рычага; 10 — рычаг дроссельной заслонки; 11 — дроссельная заслонка; 12 — жиклер холостого хода;  13 — регулировочная игла холостого хода; 14 — воздушная заслонка; 15 — поводок заслонки; 16 — игла  регулировочная; 17 — гайка саль­ника; 18 — ось воздушной заслонки.

В смесительной камере расположена дроссельная за­слонка, имеющая сегментный срез для прохода воздуха при работе двигателя на холостом ходу.

Постоянный уровень топлива в поплавковой камере поддерживается находящимся в ней поплавком и иголь­чатым клапаном, седлом которому служит нижняя часть топливного штуцера. При работе двигателя топливо из поплавковой камеры поступает через главный жиклер в компенсационный колодец и через распылитель в диф­фузор. Проходное сечение главного жиклера изменя­ется дозирующей иглой.

При пуске двигателя приемный патрубок диффузо­ра закрыт воздушной заслонкой. В смесительной камере за дросселем образуется область разрежения, в кото­рую устремляется воздух через небольшое отверстие в центре воздушной заслонки и по воздушному каналу. По пути воздух смешивается с топливом, подсасываемым из трубки-жиклера малого хода, и образует эмульсию.

Выходя из отверстий эмульсионного канала, эмуль­сия подхватывается потоком воздуха, проходящим че­рез щель между дросселем и стенкой смесительной ка­меры, распиливается, образуя горючую смесь, которая направляется в кривошипную камеру.

При работе двигателя на малом газе разрежение в диффузоре невелико, и топливо через главный жиклер не подсасывается.

Состав смеси регулируется винтом малого газа: при уменьшении проходного сечения смесь обогащается, при увеличении — обедняется.

Обороты малого или холостого хода устанавливают­ся дроссельной заслонкой. При холостом ходе дроссель закрыт. При открытии дроссельной заслонки одновре­менно с увеличением числа оборотов двигателя возра­стает разрежение в диффузоре, вследствие чего начи­нается истечение топлива через распылитель. Коррек­тирование состава смеси при работе двигателя под на­грузкой производится с помощью дозирующей иглы главного жиклера.

Управление дроссельной заслонкой сблокировано с управлением магнето и выведено на рукоятку румпеля.

На моторе «Ветерок-12»   установлен   карбюратор К-ЗЗВ, который по схеме и конструктивному исполнению аналогичен карбюратору К-ЗЗБ и отличается от него лишь параметрами дозирующих элементов.

Запуск двигателя производится с помощью ручного пускового механизма с самоубирающимся шну ручного пускового механизма с самоубирающимся шну­ром, рукоятка которого отнесена вниз, ближе к горч­зонтальному шарниру подвески. Это исключает отки­дывание мотора при запуске. Пусковой механизм (рис. 3) состоит из шкива, вращающегося в двух под­шипниках, шестерни с винтовыми прорезями и трубки с верхним и нижним упорами. При вытягивании шнура шкив вращается, шестерня, благодаря воздействию тор­мозной пружины, поднимается по винтовым прорезям и выходит в зацепление с зубчатым венцом маховика. В это время проворачивается коленчатый вал, и двигатель запускается, а шестерня выходит из зацепления с ма­ховиком. Под действием пружины шкив вращается в обратную сторону, наматывая на себя шнур. 

 

 

 

 
 Рис.3. Пусовое устрпойство ПЛМ "Ветерок" 
 

  1 — пусковой патрубок; 2 - штифт; 3 — регулировочная прокладка; 4 — верхний подшипник; 5 — штифт шестерни; 6—7—шестерня; 8 — шкив; 9 — шнур; 10 — ручка; 11 — верхний упор; 12 — трубка;13 — нижний упор; 14 — пружина; 15 — нижний подшипник; 16 — штифт; 17 — шпилька

 

Дейдвуд (промежуточный корпус) отливается из алюминиевого сплава. Верхним фланцем он крепится к двигателю, а нижним — к проставке. 

В грузовом редукторе (рис. 4), в отличие от обыч­ного, применяется стакан с фланцем, соединенный с кор­пусом винтами на прокладках, с помощью которых воз­можна регулировка зазора в шестернях, имеющих спи­ральные зубья. Передаточное отношение редуктора  12 : 27. 

Рис.4. Редуктор мотора «Ветерок» в грузовом исполнении

1 — проставка; 2 — корпус; 3 — центрирующая втулка; 4 — ролико­подшипник; 5 — ведомая шестерня; 6 - сальник; 7 — вал гребного винта; 8 — шплинт; 9 — колпачок; 10 — штифт; 11 — гребной винт; 12 — стакан.